Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи по теме: "Праздник бабушек и мам. 8 Марта!"

 

Дидактические игры и упражнения
по формированию лексико-грамматических категорий
у дошкольников с нарушениями речи
по теме: "Праздник бабушек и мам. 8 Марта!"


1.Ребята, отгадайте загадку:

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели,

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнезда пора!»

                                          (Весна)

- После какого времени года наступает весна?

- Назовите весенние месяцы.

- Какой праздник мы отмечаем в марте?

- Чей это праздник?

 

2. Д/и «Назови ласково».

Мама – мамочка, мамуля, …

Бабушка – бабуля, бабулечка, …

Сестра – сестренка, сестричка, …

 

3. Игра с мячом  «Один - много»

Праздник – праздники

мама - мамы

бабушка – бабушки

женщина – женщины

мимоза – мимозы

тюльпан – тюльпаны

сестра – сестры

тетя – тети

 

4. Д/и «1-2-5»

одна мама – две мамы – пять мам

(бабушка, сестра, праздник, мимоза, женщина)

 

5. Д/и «Красивые слова»

Мама (какая?) – милая, добрая, любимая, нежная, внимательная, трудолюбивая, ласковая, …

Бабушка (какая?) - …

сестра (какая?) - …

праздник (какой?) - …

 

6. Д/и «Подружи слова со словом ЖЕНСКИЙ»

Женское платье, женский платок, женские перчатки, женская сумочка.

 

7. Д/и «Чьи вещи?»

Платье чье? – мамино платье.

Платок чей? – бабушкин платок.

Сумка чья? – дочкина сумка

перчатки чьи? – мамины перчатки.

 

8. Д/и «Скажи правильно»

Цветы из бумаги – бумажные цветы

Цветы из фарфора – фарфоровые цветы

цветы из фетра – фетровые цветы

цветы из пластилина – пластилиновые цветы

цветы из крепа – креповые цветы

 

9. Д/и «Скажи наоборот»

Бабушка старенькая, а мама – молодая.

мама высокая, а дочка - …

Мама младше, а бабушка - …

дочка ниже, а мама - …

 

10.Д/и «Назови и объясни»

- Ребята, послушайте пословицы и объясните их смысл:

1.      Лучше мамы друга не сыщешь.

2.      Птица радуется весне, а младенец – матери.

3.      При солнышке светло, а при матери добро.

                       11. Игра с мячом  «Чей, чья, чьи?»

Ты помощник - чей? – мамин, бабушкин, тетин, …

Ты внук – чей?- бабушкин.

Ты помощница – чья? - …

ты внучка – чья? - …

Вы дети – чьи? - …

Вы внучата – чьи? - …

 

12. Д/и «Мамины профессии»

(Взрослый называет профессию в муж роде, а дети эту же профессию в женском роде)

Учитель - учительница

Воспитатель - воспитательница

Продавец – продавщица

Художник - художница

Певец – певица.                                                       

 

13. Д/и «Составь предложение из слов»

Дети, мама, любить, своих.

Руки, мамы, у, нежные.

Пироги, бабушка, вкусные, печь.

 

14. Д/и «Закончи предложения словом МАМА»

У каждого малыша есть …

Каждый человек любит свою…

На свете очень трудно жить без …

На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы …

Я очень горжусь своей…

Я знаю много стихов о …

Физминутки.

«Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.


Пальчиковая  гимнастика.

«Мамин праздник».

Первые подснежники

(Ладошки сжать друг с другом и

округлить – «Тюльпан»)

Я в руках несу.

(Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)

Нежные цветочки

Маме подарю.

(Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы.

(Обводим овал лица)

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты.

(Прижать ладони к груди)



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи по лексической теме: "Космос"

Задания по лексико-грамматической стороне речи на тему: "23 Февраля. День Защитника Отечества"