Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи по лексической теме «Моя семья»

 

Дидактические игры и упражнения  по формированию лексико-грамматических категорий  у дошкольников с нарушениями речи по лексической теме «Моя семья»


        Игра «Какой? Какая?»

Цель: образование качественных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит его закончить предложение и подобрать как можно больше слов-признаков, а ребенок, возвращая мяч взрослому, подбирает слова-признаки, которые расскажут о маме, папе, бабушке, дедушке и тд. 

Мама (какая?) – ласковая, красивая, умная и тд.

Папа (какой?) – строгий, сильный, смелый и тд.

Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, седая и тд.

Брат (какой?)- старший, младший, подвижный и тд

Дедушка (какой?) - ………………………………

Сестра (какая?)…………………………………….

        Игра «Скажи наоборот»

Цель: образование качественных прилагательных с противоположным значением, закрепление представлений ребенка о противоположных признаках предметов или слов-антонимов, закрепление словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной работы и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный», «противоположный».

 Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит подобрать слова, противоположные по смыслу, а ребенок, возвращая взрослому мяч, называет прилагательное с противоположным значением.

Брат молодой – а дед (старый),

Сестра старшая – а брат (младший),

Дядя большой – а племянник (маленький),

Папа высокий – а сын (низкий),

Бабушка старше – а мама (моложе)

        Игра «Назови ласково»

Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку выбрать картинку с изображением членов семьи, и просит назвать его ласково, а ребенок, выбрав картинку, отвечает на вопрос. 

Мама – мамочка, мамулечка, мамуля и тд.

Папа - ………………...

Баба - ………………….

Дед - …………………..

Тетя - ………………….

Дядя - …………………

Брат - …………………

Сестра - ………………

        Игра «Кем приходятся?»

Цель:  способствовать формированию у детей чувства единства и сплоченности семьи.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.

Ход игрывзрослый предлагает ребенку поиграть в семью, используя фигурки людей, и ответить на вопросы.

Мальчик для папы и мамы кто? (сын)

Мальчик для бабушки и дедушки кто? (внук)

Девочка для папы и мамы кто? (дочь)

Девочка для бабушки и дедушки кто? (внучка)

Папа для бабушки и дедушки кто? (сын)

Мама для бабушки и дедушки кто? (дочь)

Мальчик для девочки в семье кто? (брат)

Девочка для мальчика в семье кто? (сестра).

        Игра «Закончи предложение»

Цель: активизация глагольного словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку подобрать и назвать как можно больше слов-действий.

Мама утром (что делает?) умывается, готовит завтрак, красится и тд.

Папа на работе (что делает?) ……………………………………….

Бабушка дома (что делает?)…………………………………………

Брат на секции (что делает?)……………………………………….

Сестра в школе (что делает?..............................................................

Дедушка на даче (что делает?............................................................

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи по теме: "Праздник бабушек и мам. 8 Марта!"

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи по лексической теме: "Космос"

Задания по лексико-грамматической стороне речи на тему: "23 Февраля. День Защитника Отечества"