Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи по лексической теме «Моя семья»
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи по лексической теме «Моя семья»
Игра «Какой? Какая?»
Цель: образование качественных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме.
Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит его закончить предложение и подобрать как можно больше слов-признаков, а ребенок, возвращая мяч взрослому, подбирает слова-признаки, которые расскажут о маме, папе, бабушке, дедушке и тд.
Мама (какая?) – ласковая, красивая, умная и тд.
Папа (какой?) – строгий, сильный, смелый и тд.
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, седая и тд.
Брат (какой?)- старший, младший, подвижный и тд
Дедушка (какой?) - ………………………………
Сестра (какая?)…………………………………….
Игра «Скажи наоборот»
Цель: образование качественных прилагательных с противоположным значением, закрепление представлений ребенка о противоположных признаках предметов или слов-антонимов, закрепление словаря по лексической теме.
Методические рекомендации: игра проводится после предварительной работы и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный», «противоположный».
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит подобрать слова, противоположные по смыслу, а ребенок, возвращая взрослому мяч, называет прилагательное с противоположным значением.
Брат молодой – а дед (старый),
Сестра старшая – а брат (младший),
Дядя большой – а племянник (маленький),
Папа высокий – а сын (низкий),
Бабушка старше – а мама (моложе)
Игра «Назови ласково»
Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку выбрать картинку с изображением членов семьи, и просит назвать его ласково, а ребенок, выбрав картинку, отвечает на вопрос.
Мама – мамочка, мамулечка, мамуля и тд.
Папа - ………………...
Баба - ………………….
Дед - …………………..
Тетя - ………………….
Дядя - …………………
Брат - …………………
Сестра - ………………
Игра «Кем приходятся?»
Цель: способствовать формированию у детей чувства единства и сплоченности семьи.
Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть в семью, используя фигурки людей, и ответить на вопросы.
Мальчик для папы и мамы кто? (сын)
Мальчик для бабушки и дедушки кто? (внук)
Девочка для папы и мамы кто? (дочь)
Девочка для бабушки и дедушки кто? (внучка)
Папа для бабушки и дедушки кто? (сын)
Мама для бабушки и дедушки кто? (дочь)
Мальчик для девочки в семье кто? (брат)
Девочка для мальчика в семье кто? (сестра).
Игра «Закончи предложение»
Цель: активизация глагольного словаря по лексической теме.
Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку подобрать и назвать как можно больше слов-действий.
Мама утром (что делает?) умывается, готовит завтрак, красится и тд.
Папа на работе (что делает?) ……………………………………….
Бабушка дома (что делает?)…………………………………………
Брат на секции (что делает?)……………………………………….
Сестра в школе (что делает?..............................................................
Дедушка на даче (что делает?............................................................
Комментарии
Отправить комментарий