Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике
Консультация на
тему: «Комплекс упражнений
по дыхательной гимнастике»
Правильное дыхание очень важно для
развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для
речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие
голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а
также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Важнейшие
условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и
ненапряженная артикуляция.
Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп
движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый
темп дыхания, поэтому
выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного
ритма дыхания.
Регулярные занятия дыхательной
гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным,
постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения
различных по длине отрезков.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить
вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
- в выработке
длительного ротового выдоха;
- в
формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом
его добора.
Последовательность
работы над формированием речевого дыхания:
Первый этап. Выработка правильного диафрагмального
дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой
происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.
Второй этап. Статические упражнения, направленные на
развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному,
плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Третий этап. Обучение рациональному, экономному
выдоху в процессе произнесения звуков.
Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.
Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в
процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих
от 5 до 7 слов).
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
Перед проведением дыхательной гимнастики
необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется
увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется
проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и
последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся
натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в
свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время
выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Комплекс
упражнений по дыхательной гимнастике:
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках,
ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и
опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в
туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить
вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и
поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе
опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство
между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь
раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или
стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,
затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух –
ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок
произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик,
из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку,
что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они
полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны,
поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох:
«жу-у-у -
сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух».
Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить
«ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться,
подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню –
выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и
набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая
живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4
раза.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий
вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается
воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот
сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох.
Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4
раза.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку,
что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Дыхательная гимнастика «Футбол»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок
дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться
между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним
ватным шариком по принципу игры в футбол.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох
через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Уважаемые родители, применяйте данные упражнения со своими детьми,
следуйте рекомендациям и у Вас обязательно всё получится!
Источники:
1. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет", 2003
2. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованы в книгaх "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2".Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В.
Подготовила: учитель-дефектолог Рак Виктория Юрьевна
(2 квалификационной категории)
Комментарии
Отправить комментарий