Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи по лексической теме: "Космос"
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи по лексической теме: "Космос"
1. Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Например:
далёкий — близкий тесный — ...
большой — ... улетать — ...
высокий — ... взлетать — ...
известный — ... включать — ...
тёмный — ... подниматься — ...
яркий — ...
2. Игра «Сосчитай-ка»
Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).
Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда, ...
Одна быстрая ракета, ...
Одна опытный космонавт, ...
Одна далёкая планета, ...
3. Игра «Составь предложение»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Взрослый предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.
4. Игра «Портрет пришельца»
Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!
Ещё вариант: возьмём лист бумаги и поставим на нём несколько клякс. Теперь возьмём трубочку и раздуем кляксы в разные стороны. Дорисуйте элементы. Посмотрите, у кого кто получился.
5. Игра «Космические пазлы».
Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?
6. Игра «Что лишнее и почему?»
Солнце, Луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Прилуниться, припозднится, приземлиться.
7. Игра «Собери предложение»
Луна, это, Земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
8. Игра «Скажи наоборот»
Далеко- близко.
Высоко – низко.
Улететь - …
Взлететь - …
Темно - …
Ярко - …
Тесно - …
Где какой?
На Земле – земной.
На Луне - … лунный
На солнце - … солнечный.
9. Игра «Один – много» Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: космонавт — космонавты — космонавтов и т.д.
10. Игра «Сосчитай». Согласование числительных с существительными.
Цель: формировать грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные с числительными. Выработка правильного речевого дыхания.
Оборудование: мяч.
Ход игры:1 вариант: дети сидят кружком (если их двое, трое и т.д.),
2 вариант: ребёнок сидит напротив родителя. Родитель придумывает космическое слово, например, ракета и кидает мяч ребёнку.
В 1-м варианте игры: первый ребёнок говорит: - Одна ракета,
второй ребёнок - две ракеты.
третий ребёнок - три ракеты и т.д..
Во 2-м варианте игры:
родитель кидает мяч ребёнку, называя слово, (ракета одна, а две?…) ребёнок ловит мяч, а затем передаёт, откидывая мяч родителю, называя: …две ракеты. Снова родитель: три?… Ребёнок: …ракеты, Родитель: пять?.. Ребёнок: … ракет. И т.п.
Слова: ракета, космонавт, звезда, планета, (млечный) путь, скафандр, любое название планеты Луна, Меркурий, Марс, Венера, Солнце и т.д.)
11. Игра «Ракета и космонавт». Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с.
Для этой игры можете нарисовать или, если есть возможность, распечатать картинки ракеты, звезды, космонавта, привязанного к ракете.
Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов НА, С, В, ИЗ.
Оборудование: взрослый размещает на столе или фланелеграфе планеты, звёзды и ракету, к которой «привязан» космонавт.
Ход: взрослый объясняет ребёнку, что ракета будет совершать разные действия, а он будет рассказывать, где находится ракета. Сначала взрослый выполняет различные действия с ракетой, а ребёнок комментирует действия, выделяя голосом предлоги, затем сам ребёнок совершает действия и комментирует их, выделяя предлоги. (Вариант: когда ребёнок совершает действия с ракетой и космонавтом, взрослый при этом называет неправильно предлоги, а ребёнок должен исправить. Получается шуточная игра.)
12. Игра «Исправь ошибки»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.
Ход:
Космонавт продает мебель.
Шофер приготовился к полёту на Марс.
Почтальон продаёт газеты в киоске.
В парикмахерской подстригает людей медсестра.
Портниха покрасила окна.
Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.
С детьми проводит занятие кассир.
13. Игра «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением планет и ракет.
Ход: логопед располагает на магнитной доске 5-6 картинок, просит внимательно посмотреть, назвать и запомнить предметы. Далее закрыть глаза. Логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и должны назвать, чего не стало.
14. Игра «Подбери признак»
Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?»
Согласование существительного с прилагательным.
Ход: педагог предлагает внимательно посмотреть на картинку и ответь на вопрос:
космонавт (какой?) — ....
ракета (какая?) - ….
Небо (какое?) - ….
15. Игра «Передай мяч»
Цель: образование однокоренных слов от заданного слова.
Оборудование: мяч.
Ход: дети сидят в кружочке. Ведущий задаёт слово и передаёт мяч ребёнку. Тот называет однокоренное слово и передаёт следующему. Кто не может подобрать слово, выбывает из круга.
Слова: воздух, взлёт, звёзды, луна и т.п.
Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).
Комментарии
Отправить комментарий